День знаний. Цели: способствовать формированию у детей нравственно-этических, гражданско-патриотических чувств через раскрытие понятий слов: мать, труд, мир, дружба, отчизна и др. Наглядность: • слова на карточках, картины родной природы; картины войны; • рисунки учащихся “Мамы”; карточки с законами дружбы (на каждого ученика); • высказывания великих людей, пословицы; • фонограммы: “Песня о далёкой Родине”, “ Солнечный круг”; • слайды о красоте родного края. Ход урока 1. Вступление. Ученик. Мы урок сейчас начнём И беседу поведём. О словах о важных, Дорогих, отважных, Строгих, трудовых, Сложных и простых. Учитель. - Сегодня мы с вами будем говорить о самых дорогих словах. 2. Основная часть. - И сейчас я вам расскажу историю, которая случилась однажды в нашей школе. (Сказка П. Гамарра “Волшебные слова”, по ходу чтения выставлять слова-человечки). (Смотреть Приложение 1).
Учитель. - Вот, ребята, сколько слов к нам пожаловало. Сегодня поговорим о некоторых из них. - Кому вы обязаны своей жизнью на Земле? - Какое первое слово произносит ребёнок? - Скажите тихим голосом, ласково, как вы называете свою маму. - За что вы любите свою маму? - А сейчас послушайте стихотворение У. Раджаба о “Мамочке”: - Кто пришёл ко мне с утра? - Мамочка. - Кто сказал: “Вставать пора”? - Мамочка. - Кашу кто успел сварить? - Мамочка. - Чаю в чашечку налить? - Мамочка. - Кто косички мне заплёл? - Мамочка. - Целый дом один подмёл? - Мамочка. - Кто цветов в саду нарвал? - Мамочка. - Кто меня поцеловал? - Мамочка. - Кто ребячий любит смех? - Мамочка. - Кто на свете лучше всех? - Мамочка. Вывод: Значит, лучше всех на свете – мамочка, и это самое дорогое слово. Маму нужно уважать, любить, беречь. - Объясните смысл пословиц. * При солнышке – тепло, при матери – добро. *Материнский гнев – что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает. - Мы часто говорим: “Родина – мать”. Родина – это другое, очень важное и дорогое слово для нас. Когда-то давно великий русский композитор М.И. Глинка возвращался из-за границы на родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке как символу своей Родины. - Родина – это что? (Ответы детей). (Выходят 3 ученика и читают стих-е. Звучит фонограмма “Песни о далёкой Родине”. Показ слайдов о красоте родного края). 1. Родина! Что это, дедушка, значит? - Это цветы, что растут в нашем крае, Это река, что в горах наших скачет, Это заря, что горит, не сгорая… 2. Родина – это глаза моей мамы, Полные слёз или в искорках смеха. Родина – это закат над полями, Гор наших синих звонкое эхо. 3. Родина – это земля у порога, Где ты впервые узнал своё имя. Родина – это большая дорога, Та, по которой пойдёшь ты с другими! - Объясните смысл слов “Родина бывает разная, но у всех она одна”. (Ответы детей.) (Высказывания великих людей на листах на доске: 1. “Родина бывает разная, но у всех она одна”. (З.Александрова). 2. “Любят родину не за то, что она великая, а за то, что своя”. (Сенека). 3. “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других”.(Л.Н.Толстой). 4. “Спешите делать добро”. (Ф.П. Гааз)). - Да, ребята, история нашей страны интересна и многообразна. Неоднократно наш народ отстаивал её от вражеских нападений. Одним из величайших событий была Великая Отечественная война. Наши солдаты прогнали врага с русской земли. Почему? Что помогло выстоять нашему народу в этой великой битве? (Ответы детей, желательно: “Дружба народов, любовь к своей стране”). - Совершенно верно. Наш народ стремился и стремится к дружбе, к миру со всеми народами. И сейчас о другом дорогом и важном для нас слове “мир” наши ребята споют песню “Солнечный круг”. (Смотреть Приложение 2). (Поют 2 человека, они же остаются на стих-е И. Кравченко). 1. Нам нужен мир на голубой планете, Его хотят и взрослые, и дети. Им хочется, проснувшись на рассвете, Не вспоминать, не думать о войне. 2. Нам нужен мир, чтоб строить города, Сажать деревья и работать в поле. Его хотят все люди доброй воли. Нам нужен мир навеки! Навсегда! - Ребята, оказывается, учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы: (На парте у каждого ученика лежит листок с законами дружбы). - Давайте их прочитаем и постараемся выполнять. (Смотреть Приложение 3). - Сохраняя мир на земле, люди трудятся так, чтобы Родина наша была богаче, сильнее. (Стихотворение Л. Татьяничевой “Надёжное слово”). Из древних уральских руд, Когда – не скажу я точно – Железное слово “труд” Сработано было прочно. Взвесив его в руках, Прапрадед сказал сурово: - Останется жить в веках Надёжное это слово! Вместе с словами: мать, Правда, народ, Россия – Пойдёт, да пойдёт шагать, Всю кривду, всё зло осиля! - Вот и узнали мы самые дорогие и важные в нашей жизни слова. Их надо помнить и беречь всегда. 3. Итог. - Какое самое дорогое слово? - Что такое мир? Для чего он нужен на Земле? - О чём расскажете дома? Литература. 1. Авт.-сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 3-ий класс.-2-е изд. доп. – М.: ВАКО,2005. – 298 с. 2. Дик Н.Ф. Весёлые классные часы во 2-3-х классах. Изд. 3-е, дополн. и 3. перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 336 с. 4. Классные часы. 2 класс/ сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. - 271с.